2 марта 2021 года настоятель храма в честь святителя Феофана Затворника г. Тамбова, преподаватель догматического богословия Тамбовской духовной семинарии, священник Алексей (Злобин), принял участие в четвертом заседании богословского кружка, которое состоялось в зимнем саду цокольного этажа нового корпуса Тамбовской духовной семинарии. Тема: «Проповедь в интернете: особенности, преимущества, опасности».
Также в дискуссии приняли участие первый проректор Тамбовской духовной семинарии священник Виталий Щербаков, проректор по воспитательной работе Тамбовской духовной семинарии, руководитель богословского кружка иеромонах Паисий (Буй), проректор по научной работе Тамбовской духовной семинарии к.филол.наук Грудинина Елена Валерьевна, заместитель заведующего кафедрой библеистики, богословия и церковной истории к.филос.наук Ряховская Татьяна Викторовна, преподаватели, студенты.
Вопрос: «Почему существует (в том числе у священников) двойственное отношение к цифровому пространству: с одной стороны понимается научность и сложность технологий — «да я в этом не разбираюсь», с другой стороны примитивизация и упрощение цифрового пространства — «да нам девочка (мальчик) ведут группы, делают сайты, администрируют, пишут новости и пр.?»
Ответ:«Священнику нет необходимости разбираться в технической стороне цифрового пространства (серверах, проводах, средствах передачи информации). Уверен, что немногие и из пользователей Интернета в этом разбираются. Задача священника на современном этапе развития общества, в том числе виртуального, состоит в организации работы в сети. Священник может это делать сам, а может привлекать тех, кто обладает большими познаниями в этой сфере, тех самых «девочек и мальчиков», а также «дядей и тетей». Думаю, автор вопроса не станет отрицать, что то, что нацелено на более или менее объемную аудиторию, в большинстве своем, делается не одним человеком, а хоть небольшим, но коллективом».
Вопрос: «Не кажется ли вам, что гордыня не позволяет признать проблему потери общения с своей паствой многим священникам?»
Ответ: «Смотря что подразумевать под наименованием «паства». Если прихожан храмов, то никакой потери общения не произошло. На протяжении всего периода пандемии мы общались и общаемся с ними, совершаем Таинства в храмах и в домашних условиях. И в последнее время мы отмечаем прирост людей в храмах на богослужениях. Если же под паствой подразумеваются вообще все, кто был крещен в Православной Церкви, то здесь ситуация двоякая. С одной стороны, пастырям действительно надо вести более активную просветительскую работу. А с другой, хочется задать вопрос: а вы, дорогие крещенные, где? Ведь все вы в Таинстве крещения, будучи крещаемыми или крестными, обещали Богу обещанием доброй воли исполнять Его заповеди, читать и изучать Священное Писание, участвовать в жизни Его Церкви и в установленных Им Таинствах. И в то время, когда вы отрицались сатаны и соединялись Христу, вас за язык никто не тянул. И если вы этого не делаете, в этом кто виноват – вы или священник? Или гордыня не позволяет признать эту проблему? В деле спасения человека соединяются две воли: Божья и самого человека. И если последний спасаться не желает (а зачем спасаться? — у меня же Бог в душе и я не грешу), то и Бог такого человека не спасает, но не потому, что не может, а потому, что не нарушает данного человеку дара свободной воли».
Вопрос: «Многие верующие в условиях ограничений из-за карантина переместились в интернет, а священнослужители церквей Тамбова не посчитали для себя необходимым обучиться пользовательским навыкам и завести себе аккаунт. Видит ли Тамбовская епархия в этом проблему? Появятся ли в сети священники для общения с верующими? Не кажется ли вам, что уже прошло время, когда об интернете знали только подростки и молодые, и интернет стал неотъемлемой частью жизненной среды человека? Тогда почему так не считают многие священники?»
Ответ: «Во-первых, многие священнослужители Тамбовской митрополии завели себе аккаунты и найти их в интернете не составляет труда. На этих аккаунтах происходит постоянное общение с теми, кто в этом заинтересован. И автор вопросов может быть сам(а) тому свидетель. Во-вторых, мы знаем, что интернет стал неотъемлемой частью жизни современного человека и учитываем это в своей деятельности».
Вопрос: «Насколько условия интернета опасны для богослужений в режиме онлайн? В США проводится венчание онлайн: что вы думаете по этому поводу? Где та грань, которую переступать нельзя, за которой есть риск потерять благодать Божию?»
Ответ: «Посредством интернета можно посмотреть богослужения, отдельные молитвенные последования, посмотреть на святые места. Но интернет никогда не заменит непосредственного участия в богослужении, совершения личной молитвы и личного прикосновения к святыням. И тем более интернет никогда не сможет заменить собой Таинства, сакральный смысл которых мы знаем и который утратили инославные, оставив им только роль неких второстепенных символов. А второстепенному всегда есть место в интернете».
На вопросы ответил первый проректор Тамбовской духовной семинарии священник Виталий Щербаков.
Ответ проректора по воспитательной работе Тамбовской духовной семинарии, руководителя богословского кружка иеромонаха Паисия (Буя):
Насчет отношения духовенства к присутствию в интернете, думаю, все просто: те, кто помоложе пользуются им, больших вопросов не возникает, и дело не в отсутствии технических навыков; пожилому духовенству сложно освоить эти технологии, да и нет смысла — это сложно и физически, и морально, они «вживую» больше пользы принесут. Сказать, что священники мало проповедуют в интернете по гордости — слишком натянуто и просто, причины более сложные — нужны определенные навыки, опыт. Просто создав аккаунт, эту проблему не решить — нужно время. Что касается богослужений в режиме онлайн — это невозможно. Церковь — это такое собрание людей, где требуется участие всего человека — физически и духовно. И пока нет достаточных причин, чтобы пересматривать этот вопрос. Мы не знаем, что будет дальше, но пока у нас есть возможность собираться физически «в собрание».
Следующее заседание богословского кружка планируется на 9 марта в 16.00. Тема: «Бог Ветхого Завета: «гневный» Правитель или любящий Отец».