23 февраля 2021 года настоятель храма в честь святителя Феофана Затворника г. Тамбова, преподаватель догматического богословия Тамбовской духовной семинарии, священник Алексей (Злобин), принял участие в третьем заседании богословского кружка, которое состоялось в зимнем саду цокольного этажа нового корпуса Тамбовской духовной семинарии. Тема: «Теории искупления: избавляемся от юридизма».
В ходе обсуждения участники высказывали плюсы и минусы юридической и органической интерпретаций данного вопроса. Как не были бы «неудобны» для православного сознания юридические термины (искупление, умилостивление), свое начало они берут в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Заветов. Термин «искупление» употребляется Самим Спасителем, а позже и апостолом Павлом. Также образ выкупа раба достаточно широко используется святыми отцами вплоть до XX века: среди них святитель Григорий Богослов, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Симеон Новый Богослов, святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов. Однако, в Священном Писании гораздо больше «органических» образов совершенного Христом подвига: образ Пастыря, идущего на поиски потерявшейся овцы и на своих плечах несущего ее домой, образ Врача, исцеляющего больного человека, образ Воина, побеждающего врага и отнимающего у него пленного. При этом примечательно то, что в этих образах Христос выступает тем, кто как более сильный ПОБЕЖДАЕТ (а не выкупает) врага и освобождает человека.
Священник Алексей (Злобин) сказал о том, что просто взять и отказаться от юридических терминов нельзя. В рамках богословия должны рассматриваться все имеющиеся теории.
Таким образом, образ выкупа раба является одним из (но далеко не единственным и не самодостаточным) в объяснении тайны совершенного Христом спасения.
Далее участники заседания перешли к обсуждению проблем проповеди в условиях виртуальной среды.
В ходе обсуждения участники кружка получили ответы на вопросы:
1. «Зачем поклоняться смерти человека?»
Ответ:
Мы поклоняемся смерти не просто человека, а Богочеловека — это большая разница, так как мы поклоняемся великому подвигу добровольного пожертвования своей жизнью ни в чем не повинного Человека (так как Он был также и Богом). И собственно, мы поклоняемся не смерти, а Самому умершему за нас Спасителю.
2. «Почему надо было Его распять?»
Ответ:
Если делать акцент на слове «распять», то это было необходимо, чтобы Христос прошел все человеческие страдания до их предела, а крестная казнь на тот момент была самой позорной. В этом момент уничижения Христа.
Если сделать акцент на слове «надо», то смерть является пределом человеческого страдания и наказания за грех, а Христос, как во всем подобный нам (кроме греха) Человек, должен был предельно полно пережить человеческое страдание (или, как выразился бы митрополит Антоний Сурожский, полностью «солидарен» всему человечеству).
3. «Только смерть очищает? Это очищение живущих?»
Ответ:
Спасение, совершенное Христом, состоит не только в смерти на Кресте, сюда входит также Воплощение, проповедь, чудеса, совершенные Спасителем, — так как все это также готовило людей к восприятию спасительного подвига Христа. Распятие (смерть) Христа была кульминацией спасения, но не единственным «компонентом» спасения. Это спасение распространяется не только на живущих, но и на умерших, так как в Священном Писании говорится о том, что после распятия Христа умершие выходили из своих гробов.
4. «Если Бог — Троица, то распять Сына — разве это о любви?»
Ответ:
Да, так как Сам Христос говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3, 16).