Меню Закрыть

Рождественское послание митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия

«Нет другого имени под небом,
данного человекам (кроме имени Иисуса Христа),
которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12).

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри!
Всечестные пастыри и диаконы, боголюбивые иноки и инокини!
Дорогие братья и сестры!

В светлый праздник Рождества Христова на богослужении мы благоговейно слушаем Евангелие о чудесном рождении Спасителя мира. Перед нашим духовным взором предстает умиротворяющая идиллическая картина. Лежащему в яслях Богомладенцу служат Пречистая Дева Мария и праведный Иосиф Обручник, Его славословят светоносные Ангелы, Ему поклоняются чистосердечные вифлеемские пастухи и мудрые восточные волхвы. Но одновременно мы не можем не испытывать чувство тревоги и опасности, ведь Святое семейство фактически изгнали из гостиницы, и они нашли пристанище в пещере для скота, а царь Ирод в безумной и жестокой ярости хотел умертвить родившегося Мессию, Который вынужден был спасаться в Египте. Кажется, весь грешный мир восстал против Сына Божия, но христиане – Его последователи – не должны испытывать страх, особенно в этот праздник, ибо к нам Христос обращает Свой призыв: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

Праздник Рождества Христова имеет глубочайший сотериологический смысл, он наполняет ликованием сердца людей. Вместе с нами торжествует ныне вся Вселенная, встречая пришествие на землю Сына Божия. Святитель Лев Великий призывает верующих: «Возрадуемся, возлюбленные, – Спаситель наш ныне рождается! Не должно быть места скорби там, где обретает рождение Жизнь, которая, уничтожив страх перед смертью, дарует нам радость обладания обещанной вечностью». На Рождество мы возносим хвалу, благодарение и молитвы Христу и таинственно становимся свидетелями чуда Боговоплощения.

В Рождественскую ночь, по словам апостола Иоанна Богослова, нам «жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1, 2). Источник Жизни приблизился к людям для того, чтобы они могли утолить духовную жажду. Ныне Тот, Кто содержит в Своей власти мир и обогащает всех, смиренно принял нищету, чтобы принести в дар людям неисчерпаемое богатство Божества. «Ветхий Денми стал Младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими. Сидящий в славе на Небесах, ради любви к людям, покоится в яслях бессловесных животных», – повествует святитель Григорий Неокесарийский. Пребывающий в беспредельном космосе рождается в малой пещере, полнота жизни и бессмертия входит в область смерти, вечный рождается во времени, чтобы сообщить величие своему творению и облечь его в славу детей Божиих.

Нет для нас ничего радостнее того, что Сын Божий в преславном рождестве Своем усыновил нас Отцу, чтобы мы, укрепляемые Духом Святым, имели право молиться и взывать к Нему «Отче наш» (Гал. 4, 5–6). Только дети имеют это счастье и такой неизреченный дар Божественной любви. Отныне к ней могут быть причастны все люди, следующие за Христом, исполняющие Его святую волю и заповеди, хранящие свою душу от греховных соблазнов суетного мира.

Спаситель родился на земле, чтобы восстановить союз Бога и человека, расторгнутый после грехопадения, чтобы освободить человека из плена смерти и вновь направить его на путь жизни. Истинный Бог, став истинным Человеком во всем, кроме греха, принял крест самоуничижения и «истощания». Беспредельна любовь Создателя к творению. Она простирается «даже до смерти» (Флп. 2, 8), на которую Бог Отец отдал «Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Христос всегда рождается в нашем сердце действием глубокой веры и спасительной благодати. Только духовным соработничеством с Богом достигается наше спасение. Если душа стремится к Творцу, то она незримо обновляется и становится богоприемными яслями. Каждый миг жизни мы призваны соизмерять с Евангелием и поступать с людьми так, как мы хотим, чтобы они поступали с нами (ср.: Мф. 7, 12). Необходимо научиться у Христа такой любви, которая бы простиралась на всех. Следует понуждать себя восходить из тьмы греха к свету правды, от враждебности к мирному сосуществованию с ближними и дальними, от равнодушия и лицемерия к милосердному служению, от разрушительного гнева к покаянию, от осуждения и клеветы к всепрощающей любви, от горделивости и надменности к кротости и смирению, от злословия и тщеславия к рассудительности и сдержанности.

Наступивший год объявлен в нашей стране Годом семьи. Рождество Христово празднуется у нас как семейный праздник. Именно в семье – этой малой Церкви – дети впервые узнают о Боге, о вечной жизни, о евангельских заповедях блаженства, о Православии и храме. Это чрезвычайно важно для их духовного становления и развития. Мы просим родившегося Спасителя, чтобы любовь воцарилась в семьях, чтобы они наполнились многими чадами, чтобы родители воспитывали своих детей на христианских добродетелях и традиционных ценностях, на любви, вере, терпимости, миролюбии, жертвенности, справедливости, доброте, единении, искренности и уважении.

Возлюбленные о Господе архипастыри, пастыри, братья и сестры! С радостью поздравляю всех вас с великим и спасительным праздником Рождества Христова! Принесем сегодня Божественному Младенцу вместо злата, ливана и смирны чистоту и красоту наших душ и сердец. Помолимся о том, чтобы Отец Небесный помог нам осознать, что «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5, 20). Аминь!

МИТРОПОЛИТ ТАМБОВСКИЙ И РАССКАЗОВСКИЙ
Рождество Христово
2023/2024 г.
г. Тамбов

Задать вопрос

Воспользуйтесь формой ниже, если у вас возник вопрос или предложение по одной из следующих тем:

  • Работа сайта
  • Содержимое сайта
  • Прием пожертвований

Ваш запрос отправлен. Ожидайте ответа на email.